Помощь - Поиск - Участники - Харизма - Календарь
Перейти к полной версии: Нецензурная лексика в творчестве
<% AUTHURL %>
Прикл.орг > Город (модератор Crystal) > Центральная площадь <% AUTHFORM %>
Alaric
Сколько я не наблюдал подобных тем, обязательно найдется кто-нибудь, кто скажет, что он наблюдал умнейших людей, которые матерились, упомянет Пушкина, Довлатова, Алешковского ... Только, по-моему, Пушкина ценят не за это. А на одного человека, который владеет русским языком как Алешковский приходится огромнейшее множество таких, которые им не владеют.

Я не падаю в обморок, когда при мне ругаются матом smile.gif Не краснею, не бледнею и не делаю замечаний smile.gif Окружение не позволяет smile.gif Но если от общения с человеком у меня вянут уши (специально для Риенса поясняю, что это образное выражение и потому фотографию ему никто не пришлет smile.gif), то я с ним постараюсь не общаться и никакие оправдания о том, что это естественная часть речи ничего не изменят. Сам мат не использую, мне и так слов хватает smile.gif
Момус
Моё почтение.
Цитата
Сколько я не наблюдал подобных тем, обязательно найдется кто-нибудь, кто скажет, что он наблюдал умнейших людей, которые матерились, упомянет Пушкина, Довлатова, Алешковского ...

Потому, что это действительно так. Или люди должны лицемерить? Так это ещё хуже.
Цитата
Только, по-моему, Пушкина ценят не за это.

Любого писателя, особенно писателя большой величины ценят за его творчество, а оно(творчество) как правило многокомпоненнтно. И оцениваете вы все компоненты вкупе. Или нет? Или происходит препарирование литературного наследия с определением "здесь люблю", а вот здесь не люблю"? Вряд ли.
Цитата
Но если от общения с человеком у меня вянут уши, то я с ним постараюсь не общаться и никакие оправдания о том, что это естественная часть речи ничего не изменят.

Да ради бога. Только если вы оцениваете человека только по речи, то во-первых вы сами себе ставите неполноценные фильтры, а во-вторых позволю себе процитировать себя
Цитата
Можно быть семи пядей во лбу, верхом эллегантности и образцом словесности, но при этом быть такой ... и так в разговоре облить грязью собеседника, что никакого мата не надо - одно отношение чего стоит.

С уважением
Alaric
Цитата(Момус @ 29-05-2006, 10:11)
Потому, что это действительно так. Или люди должны лицемерить? Так это ещё хуже.
*

Забавно. Не упомянуть "великих", которые употребляли мат - лицемерие? А не упомянуть тех, которые его употребляют, но не становятся от этого великими - не лицемерие? smile.gif Ведь это тоже "действительно так" smile.gif Впрочем, вопрос о том, что такое лицемерие - это отдельная сложная тема smile.gif

Цитата(Момус @ 29-05-2006, 10:11)
Любого писателя, особенно писателя большой величины ценят за его творчество, а оно(творчество) как правило многокомпоненнтно. И оцениваете вы все компоненты вкупе. Или нет? Или происходит препарирование литературного наследия с определением "здесь люблю", а вот здесь не люблю"? Вряд ли.
*

Что значит вряд ли? Отдельные произведения Пушкина мне нравятся. Другие мне не нравятся. "И на солнце бывают пятна", но ценно оно не этим smile.gif
Я не признаю подхода "Пушкин матерился, значит и мне можно" (имя Пушкина заменяется на имя любого другого "великого", слово "матерился" на любое другое действие, воспринимаемое в общем-то негативно). Если человек достиг некоторого величия, то он и сам может решить, как ему себя вести. А если у говорящего общего с Пушкиным только то, что они оба матерятся ... smile.gif Вот почему многие упоминают, что Пушкин матерился, но очень мало кто из них упоминает, что у него и без мата был очень богатый словарный запас и мало кто из них стремится догнать его и в этом компоненте? smile.gif

Цитата(Момус @ 29-05-2006, 10:11)
Да ради бога. Только если вы оцениваете человека только по речи, то во-первых вы сами себе ставите неполноценные фильтры
*

А это моя проблема smile.gif Если я не стану общаться с человеком из-за речи, хотя общение с этим человеком могло бы быть для меня полезным - это мои трудности. Если я не стану общаться с человеком из-за речи, хотя общение могло бы быть для него полезным - это его трудности smile.gif Все просто smile.gif

Alex Smith
Не могли бы Вы уточнить, от чьего именно лица написано Ваше высказывание? Вообще-то в Сети принято высказываться только от своего имени, но у Вы использовали местоимение множественного числа. Кого именно Вы представляли при написании сообщения? smile.gif

Вообще, мне это обсуждение сильно напомнило текст песенки Тимура Шаова "И на Солнце бывают пятна" smile.gif
Момус
Моё почтение.
Цитата
Что значит вряд ли? Отдельные произведения Пушкина мне нравятся. Другие мне не нравятся. "И на солнце бывают пятна", но ценно оно не этим
Я не признаю подхода "Пушкин матерился, значит и мне можно" (имя Пушкина заменяется на имя любого другого "великого", слово "матерился" на любое другое действие, воспринимаемое в общем-то негативно). Если человек достиг некоторого величия, то он и сам может решить, как ему себя вести. А если у говорящего общего с Пушкиным только то, что они оба матерятся ...  Вот почему многие упоминают, что Пушкин матерился, но очень мало кто из них упоминает, что у него и без мата был очень богатый словарный запас и мало кто из них стремится догнать его и в этом компоненте?

Забавно, но это не совсем то, о чём я говорил. Думаю, вы это прекрасно поняли, но попытались перевести ответ в иную плоскость. Я лишь сказал, что величие того или иного писателя или поэта, складывается из всех его произведений. Поэтому говоря, что Пушкин великий поэт и прозаик, мы учитываем ВСЁ его творчество, ибо чуть-чуть беременным быть нельзя.
Кстати я далеко не уверен, в том, что Пушкин литературный гений. 70% его творчества написаны четырёхстопным ямбом, одной из самых простых форм стихосложения., рифмы зачастую бедны. Но это вопрос вкуса.
Я готов согласиться, что " и на солнце бывают пятна...", но я никогда не соглашусь с тем, что солнце без пятен - солнце.
Цитата
А это моя проблема  Если я не стану общаться с человеком из-за речи, хотя общение с этим человеком могло бы быть для меня полезным - это мои трудности. Если я не стану общаться с человеком из-за речи, хотя общение могло бы быть для него полезным - это его трудности  Все просто

Повторюсь, да пожалуйста. Я же не учу вас как жить и как общаться, я высказываю своё мнение, но не требую брать пример с меня.
Но вот любопытно, а вы от детей своих откажитесь, если услышите, что они матом ругаются?
А то, уж больно принципиально вы к жизни подходите. Максималистически.
С уважением
Alaric
Цитата(Момус @ 29-05-2006, 15:04)
Забавно, но это не совсем то, о чём я говорил. Думаю, вы это прекрасно поняли, но попытались перевести ответ в иную плоскость. Я лишь сказал, что величие того или иного писателя или поэта, складывается из всех его произведений. Поэтому говоря, что Пушкин великий поэт и прозаик, мы учитываем ВСЁ его творчество, ибо чуть-чуть беременным быть нельзя.
*

Во-первых, не советую делать публичных предположений о том, что я понял, а что нет smile.gif Я Вам все равно не поверю smile.gif Во-вторых, лично мне непонятно местоимение "мы" в последнем предложении. От чьего имени выступаете? smile.gif
Лично я считаю писателя или поэта "великим" за его лучшие произведения, а не за их совокупность. При этом я вполне признаю, что великий поэт может написать то, что лично мне покажется откровенной туфтой. И так как я не вижу причин по которым человек не ругающийся матом не может написать великое произведение, я считаю, что тот факт, что Пушкин ругался матом, оказал не самое большое влияние на то, что его до сих пор ценят smile.gif
Цитата(Момус @ 29-05-2006, 15:04)
Я готов согласиться, что " и на солнце бывают пятна...", но я никогда не соглашусь с тем, что солнце без пятен - солнце.
*

Определение солнца в студию, пожалуйста smile.gif
Цитата(Момус @ 29-05-2006, 15:04)
Но вот любопытно, а вы от детей своих откажитесь, если услышите, что они матом ругаются?
*

Я предпочитаю решать проблемы по мере их поступления smile.gif Не люблю решать гипотетические проблемы, особенно такого характера, которые я вообще предпочел бы не допустить.
Впрочем, насчет максимализма Вы опять же не правы. Я не "бегу" от каждого человека, употребляющего мат. У любого человека есть свои достоинства и есть свои недостатки. Если достоинства человека для меня перевешивают его недостатки, я с ним готов общаться. Если нет - не судьба. Думаю, никто не станет общаться с человеком, который ему неприятен. Но мат я отношу к недостаткам. Чем его больше и он неуместнее - тем недостаток критичнее.
Вообще, я осознаю, что мы все живем в несовершенном мире smile.gif Более того, мания величия у меня еще не дошла до той стадии, что я считал бы возможным для себя его переделать smile.gif Тем не менее, я не считаю это поводом для испытывания неудобств, когда их можно избежать smile.gif Мат в речи собеседника и окружающих я отношу к неудобствам. Если это происходит редко ... Ну в мире много мелких неудобств, что ж поделать. Но если это становится слишком неприятно, значит что-то пора менять. Все просто smile.gif
Alaric
Цитата(Момус @ 29-05-2006, 21:08)
Цитата
И так как я не вижу причин по которым человек не ругающийся матом не может написать великое произведение, я считаю, что тот факт, что Пушкин ругался матом, оказал не самое большое влияние на то, что его до сих пор ценя

Честное слово, простите неразумного, но первую часть фразы я вообще не понял.
*

Поясняю. Ставится теоретический вопрос, является ли владение матом автора необходимым условием для того, чтобы автор мог создать великое произведение? Лично я считаю, что нет.

Цитата(Момус @ 29-05-2006, 21:08)
Что касается второй, то опять таки, я признаю что Пушкина ценят не за мастерство матершинника, но его ценят, зная что он матерился и писал матерные стихотворения. От этого он не перестаёт быть Пушкиным.
*

Не соглашусь. Например, в советское время в собраниях сочинений Пушкина матерных стихов не печатали. Даже в тех, которые именовались полными собраниями сочинений. Поэтому, я вполне могу предположить существование людей, которые в советское время и не подозревали о матерных стишках Пушкина. Но тем не менее ценили его поэзию.

Цитата(Момус @ 29-05-2006, 21:08)
Вы за одно, другой за другое, а в целом общество считает поэта или прозаика великим по совокупности творений. И с учётом всех творений. Когда кто-то говорит что Пушкин великий поэт, вряд ли он подразумевает, что Пушкин велик, только потому, что написал "сказку о царе Салтане". Этот гипотетический кто-то соглашается с достаточно распространённой мыслью, что Пушкин велик, за счёт ВСЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ, во всех проявлениях.
*

Дело в том, что я не склонен считать мысль верной только на том основании, что она очень распространена. Лично я в состоянии считать кого-то великим безотносительно мнения общества по данному вопросу smile.gif
Но если так вам так важно мнение общества ... Предположим гипотетический соцопрос, проводимый только среди тех, кто считает Пушкина великим поэтом. Вопрос задается следующий: "Считали бы Вы Пушкина великим поэтом, если бы не знали о его матершинных стишках?" Я сильно подозреваю, что число ответов "да" сильно бы превышало число ответов "нет" smile.gif
Alaric
Цитата(Момус @ 29-05-2006, 22:00)
Во-вторых у нас с вами диаметрально противоположные подходы. Поясню
Цитата
Вопрос задается следующий: "Считали бы Вы Пушкина великим поэтом, если бы не знали о его матершинных стишках?" Я сильно подозреваю, что число ответов "да" сильно бы превышало число ответов "нет"
Я то как раз предлагаю сформулировать вопрос так: "Считали бы Вы Пушкина великим поэтом, если бы знали о его матершинных стишках". Ответ повторять не буду, подозреваю, что он аналогичен.
*

Я бы не назвал это диаметрально противоположными подходами. На мой взгляд, это разные вопросы позволяющие получить ответы о разных явлениях. Ответ "да" на первый означает, что признается возможность достижения величия и без употребления мата. Ответ "да" на второй означает, что мат признается "не умаляющим величия".

PS Если по поводу плюсика - это было мне, то это было не по адресу smile.gif
higf
Очевидно, что оба вопрос сформулированы не то чтобы неверно, но односторонне. Чтоб реально выяснить интересующий вопрос, надо сформулировать, ИМХО, так:
Считаете ли вы употребление Пушкиным в его творчестве мата:
1) положительным фактором;
2) отрицательным фактором;
3) вам фиолетово, по барабану, все равно и так далее.

Разумеется, среди тех, кто признает Пушкина великим. Ибо факторы, из которых состоит любой дело или любая оценка можно разделить на достижение чего-то "благодаря", "несмотря на" и нейтральные.
Иннельда Ишер
Господа, вопрос по-моему вообще поставлен странно... Любые особенные, не-нейтральные лексические средства употребляются автором в связи с его коммуникативной установкой. То есть, проще говоря, Пушкин преследовал какую-то цель относительно своего читателя, "балуясь" подобными виршами. Вполне может быть, что основной целью здесь был банальный популизм и установка "близости к народу" - не можем мы этого заявлять сейчас со всей уверенностью. Однако если эффект, создаваемый Пушкиным в этом случае, вам как читателю противен - разве кто-то заставляет вас это читать?
С уважением.
Момус
Моё почтение.
Цитата
Очевидно, что оба вопрос сформулированы не то чтобы неверно, но односторонне. Чтоб реально выяснить интересующий вопрос, надо сформулировать, ИМХО, так:
Считаете ли вы употребление Пушкиным в его творчестве мата:
1) положительным фактором;
2) отрицательным фактором;
3) вам фиолетово, по барабану, все равно и так далее.

Не может вопрос формулироваться так.
Дело не в том являлся или нет мат главной составляющей творчества. Дело в том считать великих литературы великими зная, что такая творческая составляющая присутствует или нет.
Второй вопрос нами затронутый - величие литератора складывается из всего его творчества или только из кусков, которые нравятся конкретному читателю.
Наконец третий вопрос - вообще отвлечённо философский - что есть литературный гений.
Вот так.
Что касается первого вопроса, я его уже неоднократно обосновал - да считать.
По - поводу второго - складывается из всего творчества
Про третий - извините, уважаемые, но в данный момент, мне крайне неохота рассуждать на эту тему. Может потом.
С уважением
higf
Поясняю простую логику - любой результат состоит из многих факторов, одни благоприятные, другие нет.
Например, вчера я пришел на работу вовремя благодаря тому, что вышел раньше, но вопреки тому, что маршруток долго не было. Последний фактор входит в общий результат, но как способстующий его достижению рассматриваться не может И в творчестве великих не все великое, даже безотносительно к мату.
Поэтому, чтоб решить спор о не вашем личном, а общем отношении к этому явлению в творчестве, нужно выяснить именно аспект о положительности или отрицательности этого фактора. Если вы заметили, сам я жестко определенного мнения не высказываю, говоря лишь о путях приближения к истине в споре. А ваши личные позиции, понятное дело, не переменить.

Апдейт:
МД, есть они у Пушкина, есть, само существование бесспорно. Мне просто лень шарить искать источники
Киберхаг
Сорри за краткость. Вас не затруднит привести примеры стихотворных произведений Пушкина с матом (разумеется в ПМ, чтобы не нарушать правила prikl.ru) и при этом указать источник, откуда эти стихи взяты. Да, разумеется источник должен быть достаточно достоверным, чтобы не сомневаться в подлинности автора. Интернет таким источником быть не может. Заранее спасибо.
Оллам
Забавно во всем этом деле то, что я пришел в тему почитать... несколько не то, что в ней обнаружилось.
И что интереснее всего - Пушкин-то причем? Пусть те же Довлатов, Алешковский, Есенин хоть знаки препинания матами заменяют, но главное - уличить Александра Сергеича?
Я вот и говорю... забавно.
Строго говоря, что я прочел в постах двух дискутантов "по теме":
1) великих уважаем за всю совокупность их творчества, в том числе и за матершинные стишки (так звучало поначалу). - се есть позиция г-на Момуса;
2) великих уважаем за вершинные достижения творчества, НЕСМОТРЯ НА матершинные стишки. - се позиция Аларика.
Прошу уважаемых дискутантов попправить меня, коли был не вполне внимателен. И учесть, что с этих мнений, как я вижу, спор НАЧИНАЛСЯ.
Затем , к моему великому облегчению, как мне кажется, пришли к конкретным вопросам.
А именно...
"Дело не в том являлся или нет мат главной составляющей творчества. Дело в том считать великих литературы великими зная, что такая творческая составляющая присутствует или нет.
Второй вопрос нами затронутый - величие литератора складывается из всего его творчества или только из кусков, которые нравятся конкретному читателю."
Третий вопрос заранее предлагаю считать демагогичным, а отнюдь не философским. В данный момент я не имею склонности обсуждать именно его. Предлагаю в качестве рабочей версии признать обладателем эталонного литературного гения (или для людей не вполне русских - "признать литературным гением") меня лично *спокойно смотрит по сторонам*. И покуда поставить точку.
Вернемся к предмету разговора.
Ответ на первый вопрос на самом деле одинаков у обоих дискутантов, да и у меня тоже.
Да, великие остаются великим, даже если учесть, что у них была и матершинная составляющая творчества. Да.
Второй вопрос - литература, как, увы, и кухня народов мира - адресна. Возьмем литературу России и литературу Японии. Будут ли вполне накладываться требования к психотипу воспринимающего произведения, признанные в этих странах шедеврами отечественной литературы, если мы будем иметь в виду признание воспринимающим данных произведений как равнозначных шедевров? На пальцах: русский человек ценит как в книгах, так и в людях (персонажах) несколько иной ряд параметров, нежели человек японский. Увы. Потому величие писателя - столь же релятивно, как и любые, скажем, физические величины. Даже более того.
Человек попроще просто НЕ СУМЕЕТ прочитать в "Войне и мире" глубинных слоев подтекста. Возможно, при этом он не заметит и вагона корявостей и ошибок... но и не найдет ничего увлекательного. Будет ли субъективно великим для такого автор той книги? С каких пирогов? За что его уважать-то? За работоспособность? Так это каждый пашет по целым дням... *улыбается*утрирую и передергиваю. Все так. Но только ради наглядности.
В любом случае... давайте так. Не будь у Толстого "Анны Карениной" и "Войны и мира" - был бы он гением? А не будь его рассказов для детей при наличии вышеуказанных книг?
Так что писатель оценивается выборочно. И это правильно.
wwwolk
Странный вопрос. Неужели гений писателя зависит от того, употреблял он матерные слова или нет? Я по наивности своей считал что главное – произведения завоевавшие мировую популярность, снискавшие славу во всем мире. Но, следуя странной логике, если завтра выясниться что Шекспир был любитель материться, мы перестанем читать Ромео и Джульетту и короля Лира? Величие автора в его произведениях, не важно баловался он матерными словами или нет. Ведь воистину великими считаются нормальные, не матерные произведения, все остальное - дым. Ну, допустим, писал Александр Сергеевич что-то похабное и весело смеялся с ограниченным кругом людей над этими своими выходками, и что? От этого Онегин стал хуже? Или обращение к Анне Керн потеряло свою прелесть? Какой-то детский вопрос, в самом деле. Когда я слушаю Чайковского, мне нет дела до его половой ориентации, меня не волнует, был он домашним тираном или матершинником. Я наслаждаюсь великим произведением, а личные черты характера пусть разбирают историки и биографы.
Alaric
Цитата(Оллам @ 21-03-2008, 7:55)
Забавно во всем этом деле то, что я пришел в тему почитать... несколько не то, что в ней обнаружилось.
И что интереснее всего - Пушкин-то причем? Пусть те же Довлатов, Алешковский, Есенин хоть знаки препинания матами заменяют, но главное - уличить Александра Сергеича?
Я вот и говорю... забавно.
Строго говоря, что я прочел в постах двух дискутантов "по теме":
1) великих уважаем за всю совокупность их творчества, в том числе и за матершинные стишки (так звучало поначалу). - се есть позиция г-на Момуса;
2) великих уважаем за вершинные достижения творчества, НЕСМОТРЯ НА матершинные стишки. - се позиция Аларика.
Прошу уважаемых дискутантов попправить меня, коли был не вполне внимателен. И учесть, что с этих мнений, как я вижу, спор НАЧИНАЛСЯ.
*

Дело в том, что спор как раз начинался не с этого smile.gif Эта тема была выделена из темы Мат, а что Вы скажете?, причем лично я тогда даже не собирался уводить тему в оффтоп и о великих вспомнил только ради примера, великие меня интересовали гораздо меньше современников smile.gif Пушкина соответственно тоже упомянули еще до меня, если бы я защищал противоположную точку зрения, я бы тоже лучше Довлатова или Алешковского вспомнил smile.gif Ну а дальше - что выросло, то выросло.
Оллам
Речь не о том, что наличие у Есенина мата в определенных вещах обсеценивает вершины его творчества.
Речь о том, что стихи с матами, равно как подростковые пробы пера НЕ ЯВЛЯЮТСЯ с моей точки зрения сколь-нибудь значимыми при определении веса и роли писателя/поэта.
Великие суть великие, несмотря на то, что баловались мальчиками или матом, не так ли? Или величие Чайковского включает его пристрастия в любовной сфере? или как?
Вот в чем дело.
Я считаю, что не следует обращать внимания на подобные вещи. "Да, у него случались похабные виршыки по случаю... но у него были и шедевры", а не "он великий, потому что и виршыки мог ваять и шедевры". Мат в творчестве - не мера широты кругозора творца. И широты его таланта.
Иначе, как уже упоминалось, чересчур просто сделать вывод типа "Моцарт ковырял в носу, сочиняя свои произведения, потому я, сочиняя свои произведения, тоже стараюсь поковыривать в рубильнике, ибо так я становлюсь равноценным Моцарту..."
Клинт Иствуд
Морской дьявол
Я не большой знаток творчества нашего всего (читаю, но редко запоминаю). Ну, вот, к примеру, Телега жизни (1823), кусочек:

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! ........


Я конечно, жлоб и матершинник, но у меня забитая автором (или роботом :-) рифма легко образуется :-)

А вообще отношусь лояльно. Имеет место быть и ладно. Иногда это требуется для достоверности, вряд ли два слесаря или копирайтера будут выражаться между собою как Лихачев. Потом, все в конечном счете люди, иногда просто хочется и высказаться. В общем, как там у Степанцова в Случае с газетчиком Быковым...

Хватив глинтвейну по три кружки,
Мы стали с Саввой рассуждать
О том, как счастлив был бы Пушкин
Печататься в газете "Мать",

Не говоря уж про Баркова
И прочих озорных господ,
Которым жар ржаного слова
Вдохнул в уста простой народ.

"Ах, как бы Александр Сергеич
Язвил обидчиков своих,
Когда б средь ямбов и хореев
Мог вбить словечко в бельма их!

А Лермонтов, невольник чести!
А Писарев, а Лев Толстой!
Им по колонке слов на двести -
Такое б дали - ой-ой-ой!"
wwwolk
Мне иногда кажется, что поиск родимых пятен на теле великих, это какая-то попытка прикрыть свои. Вот, мол, ребята коли уж Пушкин шпарил матом то и нам де не зазорно. Я вот думаю, может, прежде чем мы начнем обсуждать или осуждать их негативные стороны есть смысл посмотреть на свои? И возможно после этого и говорить о великих не захочется? Они, по крайней мере, внесли вклад в мировую культуру, а мы матом кроем просто так без всякого смысла. Не верю, что есть среди нас белые и пушистые, у каждого скелетик в шкафу завалялся. Ну, так и чего тогда вязаться к Пушкину? Может вначале попробовать хотя бы коленки его таланта коснуться? Не выходит? Ну и не стоит тогда лезть в его корзину с грязным бельем. Лучше свое научиться, не марать. Извиняюсь за резковатый тон, но уж больно не по душе мне поиск пятен на солнце.
Тео
Мне на самом деле хочется тут высказать еще следующее. В чем настоящий гений Пушкина? Выше была озвучена мысль, что и писал он простым размером. и рифмы были незамысловаты... Но, товарищи, ежели вам не слишком трудно будет, вы легко сможете проверить правдивость того, что я сейчас скажу. Если открыть орфоэпический и орфографический словари того времени, можно увидеть, что Пушкин нигде,обратите внимание - НИГДЕ ВООБЩЕ,- не изменял произношение и написание слов в угоду рифме. Это сейчас нам кажется странным читать "На хОлмах Грузии лежит ночная мгла" с ударением на "о" в слове "холмах". Тогда это было нормой, поверьте. А не хотите поверить - так проверьте.
Второе, о чем хочу сказать, уже возвращаясь в русло темы, - это источики, откуда можно вычерпать стихи,написанны велением срамной музы. Таких сборников в наше время несколько: А.С. Пушкин "Стихи...не для дам", сборник "Стихи не для дам" - творческо поэтов уже Серебряного века, и сборник "Срамная муза", куда вошли и упомянутый тут уже выше Барков, и Лермонтов, и Пушкин... и много кто другой.
Третье, уже исключительно по теме. Говоря все о том же Пушкине, не могу не заметить, что он отстаивал право на присутствие в литературных произведениях мужицкого, жесткого языка. Об этом говорят довольно многие и известные исследователи, чтобы повторять изложенные постулаты еще и тут. Думаю, кто всерьез интересуется данным вопросом - знает либо без труда найдет статьи. Любитель крепкого словца, Пушкин подвергался жесточайшей критике элиты и литературных критиков того времени, но уже Белинский замечал: “Теперь смешно читать нападки тогдашних аристархов на Пушкина - так они мелки, ничтожны и жалки; но аристархи упрямо считали себя хранителями чистоты русского языка и здравого вкуса, а Пушкина - вводителем всяческого литературного и поэтического безвкусия”.
Другое дело, ценим ли мы Пушкина в совокупности или несмотря на? Мне могут не нравяться стихи данного поэта на личностном уровне, но я признаю его гений в том смысле, что никто до и после него, на мой взгляд, не умел пользоваться языком ТАК, как это делал он. Вовсе не за ямб и скупые рифмы ценю я творчестко Александра Сергеевича, и уж точно не за стихи с матерной составляющей.
Но всякий раз, когда некто ссылается на образцы матерного творчества великих с целью оправдать нецензурную лексику в своей речи, мне становится смешно. Почему эти люди не обращают внимание на образцы хорошего, доброго и вечного, почему, "беря пример с Великих" и ругаясь матом, эти люди не говорят правильно, искажают нормы языка?
И пара слов о том, уместен ли мат в творчестве. Мое мнение - уместен. Если это действительно ТВОРЧЕСТВО.
Genazi
*Дженази приподняло бровь*

Госпожа ТеО, а вот насколько я помню, понятие "творчество" разными людьми интерпретируется по разному. Не побоюсь спросить - что именно вы считаете ТВОРЧЕСТВОМ? А то ведь довольно таки широкое понятие.
Второй вопрос, связан больше с работой форума. Насколько я понял, исходя из вашей позиции, вы считаете УМЕСТНЫМ применение нецензурных выражений в творчестве, но НЕ НА ЭТОМ форуме, так?
Просто уточнение. Во избежание моих гм... Соблазнов.

Господин Ввволк, поиск пятен на солнце есть вполне естественный процесс для человека... Больше ничего не скажу, хотя хотелось бы.

Ну и по теме, собственно:
К нецензурным выражениям в творчестве я отношусь...Честно говоря, они мне как-то "чуть левее пятой ноги". Здесь, лично для меня больше вопрос реалистичности. Бандит в переулке, изъясняющийся на высокопарном литературном языке - такая же редкость как скромные спаммеры, к примеру. С другой стороны, я бы с радостью отдал бы всю эту пресловутую реалистичность за одно только "бандит грязно выругался" или как-то еще.
Так же нужно принимать во внимание контекст. Был у меня такой моментик, когда можно было бы конечно сделать рассказ "причесанным", старательно избегая острых углов, но тогда... Парадокс, но тогда от рассказа практически ничего не оставалось. Диалоги теряли выразительность, создавалось впечатление что пишешь жувачку.
.
.
.
Неоднозначное в общем мнение у меня. Думаю, все же нужно смотреть по обстоятельствам.
wwwolk
Я считал, что для человека естественно тянуться к солнцу, а не искать на нем пятна и изъяны, ради оправдания собственного несовершенства.
А вопрос дискуссии, возможно, я понял неверно, но вторично интерпретировался он так – считать ли великих великими, если они использовали нецензурную лексику в творчестве? Этот вопрос вышел из темы «нецензурная лексика в творчестве и жизни великих».
Как я уже писал выше, я вообще не вижу повода для дискуссии при любой интерпретации темы.
Великие стали великим задолго до нас и остаются ими довольно давно. Глупо пытаться усомниться в их таланте только потому что они таки матерились в быту или писали нецензурные произведения. Какими-то убогими мерками мы пытаемся их мерить. К тому же, я бы понял, если б о величине таланта Пушкина стал рассуждать Гоголь или Пастернак. Люди добившиеся мировой славы и признания доказавшие всему миру величие своего собственного таланта. Они, по крайней мере, могут упрекнуть с одной и той же высоты. Нам же для начала неплохо бы добраться хоть до какой-то вершины, а там уж и судить, как все видится.
К тому же морально-этическая сторона вопроса вещь очень тонкая. Вплетать ее в канву таланата, пытаться совместить моральные принципы с художественными и каким-то образом измерить величину таланта мерками морали и ее отсутствием. Это неверно, все равно что судить шахматы карточными правилами.
Тео
Genazi
По-моему, на данном форуме существуют вполне понятно написанные правила, по которым использование нецензурной лексики и бранных выражений однозначно запрещено в рамках данного форума. Какие-нибудь еще вопросы?

Второе: на прикле выкладывались гм... стихотворения... с нецензурными выражениями, так вот, этот образчик словоплетения я творчеством не считаю. Мат возможен там, где он уместен и не вызывает отторжения. Пример изящного использования подобной лексики можно, например, посмотреть у С. Калугина. Причем, прошу обратить внимание, что этот человек горазд писать не только матерные вирши, но и произведения с серьезной философско-исторической подоплекой.

Что касается определения творчества, то оно существует давно и придумано не мной. Давать свою интерпретацию тому, что давно уже определено, - сродни изобретению велосипеда. Можно, но, по-моему, зазорно для образованного человека. Посему процитирую несколько словарей:

Цитата
Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.


Цитата
Сущность творчества — в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.


Цитата
ТВОРЧЕСТВО — высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур.


Более мне добавить нечего. Думаю, понятно, что не все, что написано в стихотворной или иной форме является творчеством.
Сэр Хантер
Если будет позволено добавить свои пять копеек...
Я человек творческий, пусть и не претендую на лавры великих. Не матерюсь. Принципиально. Потому что с моей сугубо личной точки зрения "великий и могучий" человека унижает. Когда я слышу, как кто-то матерится в присутствии женщин и детей - я этого хама одергиваю. Но как одергивать тех же девочек-школьниц, от лексики которых покраснели бы те самые великие, которых вы тут обсуждвете? Впечатление - словно в выгребную яму окунули.
Один из дискутантов затронул тему детей - не отвернется ли оппонент от своих детей, если те начнут материться?
Я не отвернусь. У меня двое сыновей - и они не матерятся. Их словарный запас позволяет им обойтись без этого набора словосочетаний сомнительной выразительности и ценности. А если однажды услышу нечто подобное - дам по губам.
В последнее время все заметнее становится тенденция скатывания к западному стилю общения. Юмор опустился ниже пояса. Площадная брань возведена в ранг нормального стиля речи. Похабень уже лезет в литературу.
Простите ретрограда, но литература - она на то и литература, чтобы не скатываться в помойную яму. И не давать это делать другим.
Те самые вирши "не для дам" - их может и писали. Но ни в коем разе не публиковали наравне с прочим творчеством. Ни при жизни автора, ни после его кончины. И если бы тот же Пушкин сейчас послушал, что творится на улицах...
Вы меня поняли.
Тео
Сэр Хантер
Вопрос немного не в том. То, что творится ныне - это полная катастрофа в плане лингвистического упадка на уровне обычного языка общения. Дело даже не в том, что кто-то оправдывает подобный лексикон творениями великих, мол, "они тоже выражались".
Вопрос в том, что и тогда, и сейчас в творчестве людей, на которых нам регулярно говорят "равняться", с которых просят брать пример,.. так вот, в их творчестве этот мат есть. То, что уже было писано - оно было. Топором не вырубишь. Но уместна ли нецензурная лексика сейчас? Почему да? Почему нет?
Ведь не секрет, что времена меняются и скоро, возможно, в школьную программу будут включены "культовые писатели современности". Понятно, что произведения "с душком" включены туда не будут (по крайней мере, я очень на это надеюсь), но ведь дети и подростки - существа страсть любознательные. И что же? у них тоже будут аргументы в духе "А вот ОН так писал и нормально?", т.е. эпопея про белого бычка продолжится, а уровень культуры упадет и дальше?
Сэр Хантер
Темный_Омут, есть такое высказывание: "Чистота в городе начинается с одного человека". Не выкинул окурок мимо урны, не бросил обертку от шоколадки прямо на тротуар - глядишь, на улицах стало больше порядка.
Лингвистическая катастрофа начинается тоже с одного человека. И с нашего равнодушия. Человек заявляет: я не буду общаться с тем, кто сквернословит, мне это неприятно, я не приемлю мата. На человека накидываются чуть ли не с обвинениями в попрании свободы других. Однако человек-то прав. Я тоже имею право на свободу. Свободу своего слуха от этой непотребщины. Хотите материться - подите туда, где вас не слышат те, кому это неприятно. И там хоть небоскреб возводите архисложной конструкции. Но не лезьте с этой дрянью на люди. Не позорьтесь. Потому что те же великие, на которых ссылаются, в обществе не выражались и в издательства не несли матерные поэмы.

Нецензурная лексика никогда не была уместной и не будет. Это сточная канава языка. Но тут есть одно но.
Пока родители матерятся при детях дома, пока мы сами равнодушно слушаем мат на остановках, не одергивая грубиянов, не пресекаем сквернословие в транспорте, все объяснения детям, что это плохо, некрасиво и неприлично, бесполезны.
У нас дома не матерятся. Когда дети слышат брань на улице, они знают, что это - плохо. Что так - нельзя. Потому что папа и мама так никогда не говорят.
Воспитание культуры речи тоже начинается с одного человека. Я делаю для этого что могу. Начиная с себя и своих детей.
Думаю, они меня поймут.
zel
Вернемся немного к изначальной постановке вопроса. Если мне будет позволено высказаться, то я замечу, что существует художественная литература и так называемые «озорные» произведения, как особый вид литературы. Так вот в художественной литературе мат может использоваться, но только в исключительных случаях, а именно – когда матерное слово наиболее полно и точно передает то что хотел сказать писатель, и если его заменить другим то исказится смысл предложения. Все это справедливо при соблюдении одного обязательного условия – мат в произведение можно вводить только словами героев, но никак не текстом «от автора». А что касается «озорных», ну, например, стихов то там обязательно обилие мата и это, как я уже говорил не будет являться художественной литературой. Что касается того же Пушкина, то он писал свои «озорные стихи» уже после того как создал действительно великие произведения и лишь для того чтобы «побаловаться».
А'den Revenger
Нельзя творчеству без мату, нельзя!

Но и нельзя мату быть в творчестве, никак нельзя!

Тому, кто догадается, о чем сейчас должна говорить третья, не выложенная здесь фраза, поставлю плюс. Ибо по этим двум можно догадаться о направлении третьей, а в третьей фразе и есть смысл сего сообщения.

А насчет Пушкина скажу я вот вам что. Сначала был мат, который Александр Сергеевич ото всех стыдливо прятал под подушкой. Ну ладно, может Александр Сергеевич и не прятал под подушкой, и даже не писал "озорничество", впрочем, это его не оправдывает.

А вот у Есенина... боже, сколько у него эпитетов красивейших... Вы хоть читали Страну Негодяев?

Прочтите начало, а потом конец... Нет, конечно, возможно, что Есенин не захотел пользоваться рифмой, которую он сам придумал, но всё же, мне кажется, что к этому произведению кто - то еще приложил свою чистую, благородную руку.

Ну, вообщем, вы сами знаете, что Есенин был хулиган, есть хулиган, будет хулиган. Развеять это мнение уже ничто не сможет.

И вообще, нам нужно гордиться за наши заборы... на наших заборах лежит очень большая смысловая нагрузка! Вы хоть раз думали о том, что значит это слово из трех букв, написанное на заборе?

Я думаю - нет. Я сейчас абсолютно не шучу.

Сэр Хантер

Мгм, а может еще и сотворим отдельные зоны для жительства - для людей не желающих слышать мат, для людей к мату равнодушных, а так же для жить без мата не могущих? Извините меня, но такого не будет никогда. У человека есть свобода слова. Не хотите слышать этого - не слушайте. Для этого есть много разных способов. Просто игнорируйте...

А на вопрос, который мне непременно бы задали:
"А почему я должен это терпеть?"

Отвечу так:
"А почему бы и нет?"

Ведь вполне возможно, присутствие ваше(нет, не лично ваше, Сэр Хантер), для некоторых людей также противно, как для вас присутствие людей сквернословящих. Я готов поспорить - никто об этом раньше не задумывался.

Потому что все вокруг - эгоисты. Человек - сам по себе эгоист. И даже самые лучшие, возможно, существующие на Земле люди, были эгоистами.

Вот и всё, собственно, что я хотел сказать.
пумба
Уж больно лакомая тема, чтобы из-за игнора или стеснения обойти её стороной. Даже после и столь затяжных баталий - всего полторы форумных страницы текста, а сколько мнений и ракурсов!!! Прямо как будто после прочтения 20-ти страниц формата А4 - вот какая каша варится сейчас у меня в голове. Ну, как бы то ни было, для удобства своего, расгруппирую всё по пунктам, если можно. Итак:
1) Первые впечатления от "дуэли" в начале дискуссии двойственны, но удивило лишь то, что разворачиваться всё это начало с персоны Александра Сергеевича. Как будто нет более подходящих примеров из современной литературы. Ну да это ладно...
2) Вот где я чувствую себя компетентно, так это в творчестве С. Довлатова. На основе его произведений и выскажусь. Мат воспринимается назойливо, как соринка в глазу, в двух случаях: либо это тот же Пушкин, на фоне титанического пласта творчества которого, "мелкие грешки" сразу вылезают наружу, либо это В. Сорокин, в книгах которого, мат неизбежен и неотъемлем. А вот замаскировать мат - искусство. Я, преисполненный ярости, в полной уверенности, что Довлатов в этом плане безгрешен, хотел уж было высказаться "по полной" в его защиту, но вовремя одумался и в очередной раз взял с полки его сборник. Освежить в памяти, как говорится, да и удостовериться. И тут оказывается, что и у Довлатова ругань присутствует. Но как она присутствует! Она - часть ОБРАЗА. Компонент. Она, как хамелеон, спряталась в строках и, мало того, дополнила их. Вот таким мат мне, даже не побоюсь сказать, приятен. Вот так вот.
3) Мат был, есть, и будет. Эта заноза сидит глубже порнографии, террористических актов, и пропаганды алкоголя и табакокурения, которые ещё, можно сказать, молоды. Мат - это сказ простого люда, народа, в конце концов. Тут я, сам понимаю, перегибаю палку и преувеличиваю, но всё же... Доля истины где-то тут недалеко.
4) Что касается дискуссии на тему мата на заборах и в разговорной речи, так тут всё объективно проходит. От нас не зависит. Но! Поправлять окружающих и знакомых несомненно стоит, да и так понятно.
5) Кстати, хотя интернет и впрямь не может быть качественным источником, но вот недавно вычитал такой, якобы, факт, что мат способствует "душевному равновесию" человека, то есть будучи употребляемым по два-три раза на день позволяет избавиться от кучи негативных эмоций.
Так оно или не так, а за культурой речью, как устной, так и письменной нам с вами стоит следить. А Пушкины остаются Пушкиными. tomato.gif
Romulus
Главное с матом не переборщить. Когда он нужен для усиления мысли или для того чтобы показать героя. Ведь если материться герой произведения, то он сразу же меняется в галазах читателя, превращаясь из джентельмена в жалкое подобие такого, из уважаемого ученого во взъерошенного гения, из обычного парня в ребенка улиц, и т.п. То есть я хочу сказать что мат, так где он нужен, может оказаться художественным средством, усиливая впечатления читателя. Но употребляя мат писатель или поэт должен видеть четкую грань, за которую переступать нельзя.
Barbebleue
Ай как я согласен с A'den-ом!

Читал я "забавные вещицы" и Александра Сергеича, и Михал Юрича, Баркова всего читал... Ну и что у этого Баркова? Шесть слов, обозначающих мужские и женские половые органы, срифмованные в разных вариациях. Так и я могу по-пьяни!

Вот когда одно словечко вставлено в тему: от тож!!!

Пой же, пой! В роковом размахе
Этих рук роковая беда.
Только знаешь, пошли их на (слово по рифме сами поставите)!
Не умру я, мой друг, никогда!

Вот Сергей Александрыч! Почитайте воспоминания художника Анненкова, там много об этом написано. Есенин знал малый (37 слов) и большой (220 слов) петровские загибы, матерился виртуозно, а в стихах - минимум!

Так уж повелось, что тюркские слова прижились в русском языке как ругательства. Многие великие люди матерились. В своем последнем интервью Григорий Горин на вопрос о мате в его новой пьесе "Шут Балакирев" ответил, что если сам Пётр Великий называл жену бл...вой, то как ещё точнее передать его отношение к Екатерине?

Много мата - это, бесспорно, перебор, утомляет... Я сам сильно сквернословлю (на 72 языках), но дома - ни-ни! Мои предки не слышали от меня мата, в общем понимании, хотя я давным давно живу своей жизнью.
Ответ:

 Включить смайлы |  Включить подпись
Это облегченная версия форума. Для просмотра полной версии с графическим дизайном и картинками, с возможностью создавать темы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.